Вернулся из отпуска, проведённого в Болгарии, на Солнечном Берегу. Основной целью было прогреть часто болеющего ребёнка, и место было выбрано на семейном совете, как рекомендованное многими друзьями и знакомыми. Вкратце, страна и местный сервис мне не особо понравились, но ехали мы за теплом, солнцем, морем и фруктами, каковые с избытком и были получены.
Как человек, давно привыкший что пассажиров заливают в самолёт по трубе, я очень удивился что ещё существуют аэродромные автобусики и отдельные трапы! Рассказы о безбожной наглости местных таксистов – сущая правда, и не зная цен, можно очень сильно проколоться. Взятый в аэропорту Варны таксомотор сказал, что автобусы до СБ уже не ходят, и соглашался довезти нас до Санни Бич всего за 350 левов (при красной цене 100 – 150; 1 BGN = 8 EEK), а после требования довезти до автовокзала действительно привёз на него, и показал закрытый шлагбаум, пустые автобусы и погашенный свет, сказав "Ну вот видите?". Просьба отвезти нас теперь на государственный автовокзал (знание, что в Варне их два, пригодилось) сильно испортила ему настроение...
Солнечный Берег произвёл смешанное впечатление: некая смесь полуразвалившихся санаториев социалистического периода и шикарных отелей и резиденций недавней постройки. Чувствуется недостаток государственной власти (или бюджета, не знаю): пройти ко многим отелям весьма затруднительно из-за отсутствия тротуаров – точнее, в рамках территории конкретного отеля он есть, а между – отсутствует, и автодорога без обочины переходит в густой кустарник или стройплощадку.
Учитывая манеру езды местного населения (мне яростно бибикала едущая на красный свет машина, когда я на регулируемом пешеходном переходе переходил дорогу на свой зелёный свет), иногда было весьма не по себе... Мысль взять напрокат машину была отброшена в первый-же день. Очень удивило полное отсутствие названий улиц и номеров домов, но оказалось что можно привыкнуть и к этому!
Строят много и быстро, не особо заморачиваясь качеством, но вполне приемлемо. О технике безопасности труда там своеобразные понятия; к примеру, когда в достраивавшемся отеле напротив нас надо было прикрепить водосточные трубы, рабочих подняли туда... в ковше экскаватора!
Впрочем, проведя детство на курортах Кавказа, я чувствовал себя почти привычно. Сын впервые увидел, как цветёт гранат:
Отношение к туристам у местного народа вполне прагматично-потребительское, но откровенного хамства всё-же не было. Разве что официант одного из ресторанов, давая сдачу, отсчитал себе чаевые сам...
Встретилось немало душевных людей, с которыми приятно было пообщаться и поболтать (среднее поколение и пожилые неплохо владеют русским, молодёжь – английским).
Культурная часть досуга прошла в соседнем городе Несебър (античное название Mesembria), где есть замечательный исторический музей, много церквей XIII века (но есть и VI век), с очень своеобразной архитектурой: они построены из смеси каменной и кирпичной кладки, и украшены керамическими декоративными элементами, идеально сохранившимися:
В один из дней съездили на экскурсию в болгарское село. Поля ухожены и возделаны, но сам посёлок явно носит следы упадка, и население пытается поправить дела за счёт туризма. Отличный ужин в ресторанчике под открытым небом сопровождался развлекательной программой "в национальном стиле", которая подозрительно напоминала "Гавайские народные песни" (с) в исполнении капитана Врунгеля и его команды, но учитывая нехитрую особенность программы, она пошла на ура: вино можно было пить "сколько влезет"! Влезло много...
Помню, что с сидевшими напротив датчанами я обсуждал достоинства и недостатки монархического строя по сравнению с республиканским, а со словаками слева – плюсы и минусы отделения от Чехии, другими словами, всем было хорошо!
Кстати, датчанам ничего не говорила ни "Эстония", ни "Эстониэн Рипаблик", но после долгого объяснения на пальцах, где это находится, один из них воскликнул: "Ааа, Эстлянд? Йесс!". Всю нашу пёструю компанию искренне порадовала официантка, у которой упал с тарелки на землю кусок огурца, но был моментально подобран и съеден ею. Закончился вечер пляской босиком по углям, которая уж точно характерна именно для этой страны...
В ходе посадки на обратный рейс, положив ручную кладь и мобильник на транспортёр рентгена, я прошёл через рамку металлодетектора, который истошно запищал. Спросил служащего: может, снять часы и ещё раз пройти? Он махнул рукой и ответил "Да хрен с ним, проходи так..." В безналоговой зоне зала ожидания обнаружил роскошное кафе с крупной красной вывеской
illy – так-то вот, думаешь что знаешь человека, а он оказывается подпольным миллионером... Ещё позабавили мачты аэродромного освещения: они почему-то не вертикальные, а сделаны на манер Пизанской башни, с сильным наклоном в сторону полосы.
==============================================
А теперь тематический отчёт, по нашей части!
Что касается педального транспорта, то я настоятельно не рекомендую ехать туда ненавистникам бюджетных двухподвесов, поскольку абсолютно всё население, поголовно, раскатывает исключительно на них! Женщины и мужчины, дедушки и бабушки, и разумеется детвора – лихо рассекают на аппаратах, известных в наших велокругах как "ашанбайки". Большинство из них оборудованы подножкой, дамские варианты имеют корзинку на руле, куда складываются покупки. Обвеска в основном уровня Tourney, хотя попадались и более серьёзные варианты, вплоть до воздушных амортизаторов и дисковых гидротормозов. Публика самая разная: от служащих в костюме с галстуком до девушек в мини-юбках и шлёпанцах. Велики этого типа припаркованы повсюду: у контор, магазинов, кафе, пунктов обмена валюты и сувенирных лавок:
Их-же продают, в том числе прямо на улице:
а также предлагают отдыхающим напрокат:
В общем, это просто праздник какой-то!
Котовский, наверное, повесился бы на первом-же дереве...
Хардтейлов видел за всё время может, раз десять, притом дважды это были полицейские патрули. И даже из тех редчайших образцов, которые всё-таки попадались, большинство представляли собой некую "имитацию" рамы двухподвеса:
некоторые – вплоть до полного ощущения, что у китайцев на заводе кончились пружины и в последний момент вместо них был вварен кусок металла...
Один раз был замечен старый шоссейник, и один раз – "бич-крузер" (который я, к слову, впервые в жизни увидел в среде, для которой он предназначен):
Ездит народ, по нашим меркам, совершенно хаотично: против и поперёк движения, световые приборы и шлемы не используются.
Также, можно взять напрокат веломобили, чем мы не преминули воспользоваться:
Аппарат итальянского производства, довольно примитивный. Тормоз – ручной, напоминающий рычаг переключения передач у Волги ГАЗ-21. На выбор, варианты с двумя или четырьмя педалями:
Есть более современные модели (кстати, редчайший кадр: к последнему веломобилю прислонен хардтейл!):
Кроме того, по набережному бульвару активно ездят велорикши. От привычных нам, они кардинально отличаются конструкцией: переднее ведущее колесо со смонтированным на нём переключателем, поворачивается вместе с водителем. Под пассажирским сиденьем вмонтированы огромные динамики, оглашающие окрестности музыкой:
К прочим педальным средствам можно отнести крошечный велосипедик-зажигалку, не имеющий отношения к Болгарии но очень мне понравившийся: у него даже работают тормоза, и есть подножка! Надеюсь, при аккуратном обращении он прослужит мне долго...
Из моторизованного транспорта, популярны автомобильчики для гольфа:
и электрические мотороллеры, а тинэйджеры охотно катаются на некоем подобии Сигвея:
А уж как называется вот этот агрегат, я даже предположить не возьмусь:
Несколько раз встречали велотуристов (выделявшихся гибридами, шлемами и велоформой), а на обратном пути в Варну видели парочку на рекумбентах, бодро карабкавшуюся по горному серпантину.
Обнаружил по возвращении, что за время моего отсутствия у вас мало что изменилось: всё те-же +15... Залез на форум "глянуть, что тут творится", и надолго застрял на нём, восполняя пробел в общении...