Так как у нас начинают прибывать новые кадры, то решил собрать в одну кучу некоторые советы, которые я могу им дать.
Значит, допустим, что вы - взрослый человек, катавшийся в детстве, и после большого перерыва снова заинтересовавшийся великом. Учить ездить вас не надо, но направить в нужное русло можно.
Самая простая, но самая главная рекомендация: КУПИТЕ ШЛЕМ И ВСЕГДА КАТАЙТЕ В НЕМ, даже если выехали на полчаса. Правильно подобранный и подходящий по размерам шлем ничуть не сковывает движения и не мешает. Даже при самом спокойном стиле езды по велодорожкам шлем спасает от травм головы.
Добавлю, для велосипедистов шлем - это нечто вроде визитной карточки, системы опознавания "свой-чужой". Я не могу серьезно воспринимать человека на велосипеде без шлема, он автоматически не становится для меня "своим".
Если сами одели шлем, советуйте и настаивайте сделать тоже самое всем своим близким и друзьям, которые хоть иногда выезжают на велике.
1.
Не ищите себе компанию для катания, если только что сели в седло.
Первые сто километров (не за один день, разумеется) проедьте в одиночку. Потому что даже такой же начинающий, но уже "вкатившийся" гражданин - это уже "спортсмен", по сравнению с вами. Странно, но даже постоянно занимающийся спортом человек, садясь на велосипед, может всего за 20км быстрого темпа вымотаться до невозможности продолжать движение. Помню, году в 2003 я решил впервые с детства прокатиться на велосипеде. Компанию составила регулярно катающая девушка. Она прокатила меня по пиритаским тропинкам, с невысоким, как я сейчас понимаю, темпом. Вообщем, после той покатушки я в следующий раз сел на велик только в 2006 году
Первые одиночные выезды помогут вернуть "чувство велосипеда", адаптировать мыщцы, привыкнуть к седлу.
2.
Старайся регулярно, но плавно увеличивать проезжаемый километраж.
Как правило, "вкатившиеся" велосипедисты начинают интересоваться большими расстояними, особенно если они общаются в компании уже опытных катальцев. Сколько времни нужно, чтобы подготовиться к более-менее длинным дистанциям?
Всё очень индивидуально, и опять-таки зависит от компании. Катаясь с тренированными людьми, есть возможность всё время ездить с перегрузкой, толку от таких покатушек будет немного.
Начинайте ездить регулярно, с комфортным для вас темпом, пока 30км станет совершенно ненапряжной прогулкой. Например я, начал ездить подальше без какой-либо компании. Помню, каким подвигом мне показалась выкатка в соседний городок, общим километражом 40км. Катая ежедневно вечером по 25км и несколько раз в неделю по 40-50км, я через несколько недель понял, что без проблем смогу проехать сто км и больше. Так и вышло.
А через некоторое время я купил гибрид, и такое понятие, как "средняя скорость", превратилось из абстрактного в самое главное.
3.
На первых порах - скажите скорости "нет"!
Я категорически рекомендую всем начинающим забыть про это слово. Ибо только научившись катать на длинные дистанции, можно подумать о приросте темпа.
Когда расстояния 50-70км перестанут быть нереальными, то можно прибегнуть к следующей методике: в простых коротких выкатках держать темп, чуть выше среднего (именно так, а не пытаться гнать на максимуме), а на дальних - экономить силы, расчитывать усталость, но неизменно прибавлять километраж.
4.
Не поддавайтесь ни в коем случае на интересные предложения "лосей": сгонять двухсотку или что-нибудь в этом роде, пока вы не начали свободно катать расстояния сто км и выше.
Зачем лоси это предлагают, еще можно понять, но зачем начинающие соглашаются - совершенно не понятно.
Такой поход превратится для вас в гонку на выживание. Не привыкнув к большим расстояниям, мышцы забьются, зад превратится в сплошную болевую точку, а кожа в нежных местах натрется так, что придется ехать стоя. Для лосей ваша компания тоже не окажется подарком: они планировали проехать двухсотку за 10 часов (с привалами и обедом), а из-за вашего темпа поход затянется на 15 часов.
Но есть и положительные моменты такого отжЫга: после него вы или станете убежденным велосипедистом, или долго не будете подходить к "мучителю". Также, выдержав подобное испытание, самооценка повышается, и то, что казалось невозможным вчера, сегодня кажется вполне достижимым.
5.
Учитесь "сидеть на колесе".
Всегда в группе находится один лось (или больше одного), для которого темп группы недостаточно высок. Это можно и нужно использовать. Самый главный враг велосипедиста - ветер и сам воздух, который нужно рассекать своим неаэродинамическим телом.
Предоставьте лосю бороться с этим, а сами, предупредив его, "садитесь на колесо", то есть едьте за ним как можно ближе, по его воображаемой колее. При правильной постановке, можно уравнять силы: лось идет против ветра с небольшой для него скоростью, а вы в воздушном мешке едете быстрее своего обычного темпа, расходуя меньше энергии.
Езда в группе - это великолепный чит, позволяющий повысить на треть общую скорость группы. Опасность - из-за неосторожности одного из участников попасть в завал. Нужно очень следить за задним колесом впередиидущего, одновременно сканируя кусок дороги перед ним, чтобы быть готовым к неожиданным маневрам донора.
6.
Прислушивайтесь к собственным ощущениям "катит-не катит".
Часто бывает: выехал покататься, вроде погода хорошая, ветра особого нет, а не катит и всё. Если по ровняку еще куда ни шло, то подьемы просто выматывают. Не нужно с собой бороться. Раз так, то лучше или умерить темп, или вообще сократить маршрут. Ничего хорошего перегрузки не дадут.
И совсем наоборот, бывают неожиданные состояния необъяснимого "качения". Встречный ветер и подъемы только в радость, велосипед летит, пульс не шкалит. Такие прорывы нужно использовать. У меня не раз случалось, что выехав на 50км, но обнаружив состояние "качения", я уезжал на 150км (при наличии времени). Если лишнего времени нет, то обязательно нужно взять больший, чем обычно темп. Каждая выкатка - это тренировка, и тут нельзя отказываться от возможности немного погонять.
7.
Обращайте внимание на свой велосипед и велосипед ваших сокатальцев.
Несмотря на то, что часто говорят, что катит не велосипед, а велосипедист, при прочих равных, катить будет лучше та техника, что наиболее приспособлена для конкретных условий. Если ваш велосипед будет значительно хуже в техническом смысле, или просто не подходить дороге, то в сочетании своей еще не лучшей физической формы вы постоянно будете в аутсайдерах. Если в покатушках в этом нет больших проблем, то в походах этот факт будет в лучшем случае веселить остальных, а в худшем - вызывать раздражение из-за вашей неспособности держать общий темп группы.
Поэтому всё-таки, постарайтесь заиметь велосипед хотя бы среднего уровня и содержать его в порядке. Научиться азам веломеханики, таким как настройка переключателей и правка восьмерок очень просто. Более опытные товарищи всё покажут и расскажут.
Кроме того, расспросите этих товарищей, на каком уровне должно быть выставлено седло по высоте и в продольном направлении, отрегулируйте его наклон по собственным ощущениям. Можно поменять высоту руля, переворотом выноса и перемещением колец. Всё это поможет сделать езду более эффективной и менее утомительной.
8.
Оборудуйте правильно свой велосипед.
Допустим, вы уже вошли во вкус велосипедизма, осознали несовершенство своего велосипеда и желаете что-то изменить. Я дам несколько советов, что может помочь улучшить качество вкручивания.
Подавляющее большинство велосипедов в городе - мтб. Посмотрите на покрышки. Можно точно сказать, что они будут тяжелые, дубовые и с агрессивным протектором. Такой протектор хорош, когда едется вниз по грязи, но начинающие предпочитают кататься по асфальту и хорошему грунту. Тогда зачем вам постоянно таскать с собой эту неиспользуемую тяжесть, вдобавок некатящую?
Рисунок протектора и вес покрышки - это, наверно, важнейшие факторы, влияющие на накат велосипеда. Если ваше катание проходит по асфальту и твердым тропинкам/грунтовкам, то смело ставьте полуслик (шина с незначительным рисунком в центре и грунтозацепами по бокам) или еще лучше - слик. Как правило, одна только смена резины дает поразительный прирост скорости и катимости. Велосипед не узнать, большие расстояния уже не кажутся такими мучительными.
Вторым основополагающим фактором, позволяющим улучшить качество катания, являются контактные педали. Невозможно передать ощущения "топтальщика", пересевшего на контакты. Результат особенно заметен там, где нужно вкручивать: при ускорении, при ломежке против ветра и в тягун, в грязи и вязком грунте. Несомненно, я бы рекомендовал контакты всем начинающим, исключая тех, кто нашел себя в экстремальных видах велосипедизма.
Далее. В сущности, велосипед может быть каким угодно, но седло должно быть правильное. Правильное в контексте велосипедизма - это не мягкий подпружиненный диван, как думают начинающие, а весьма узкое и жесткое седло. Самое сложное подобрать свое, идеально подходящее именно вашему заду. Это возможно лишь путем перебора. Но зачастую, для регулярно катающего человека любое хорошее седло будет достаточно комфортным после "прикатки" и адаптации. Надо также помнить, что женщинам есть смысл купить специальное женское седло: оно такое же по жесткости, но чуть шире и чуть короче.
Обязательно поставьте назад моргающий светодиодный маячок. Даже если вы никогда не ездите по ночам, ситуации могут быть разные: возможно придется незапланированно возвращаться из похода затемно.
Насос, запасная камера и монтажные лопатки должны быть обязательно.
9.
Купите велоформу.
Почти все, кто приобщился к велосипедизму, рано или поздно обзаводятся велоформой. Трудно переоценить лайкровые велошорты с мягкой прокладкой на промежности (памперс), джерси из потопроводящего материала. В такой одежде гораздо приятнее катать, она аэродинамична, не намокает от пота, быстро сохнет после дождя.
Кроме этого, велосипедист в яркой форме, в шлеме заметен на дороге, и водители, сами того не замечая, более серьезно относятся к таким катальцам, асоциируя их со спортсменами.
Я сознательно не упоминал о рекомендациях о высоком каденсе, регулярном питье, постановке стопы на педаль. По мере вхождения в велосипедизм это приходит к каждому, как бы ни странно для начинающего звучали эти советы.