Подходящее седло Больная тема или место ,в реальном смысле, слова. Неподходящее седло запросто может сработать как итальянский сапожок, только для
задницы.
До сих пор я не видел сколько-нибудь удовлетворительного критерия определения "подходящести" седла.Почему вы спросите ,да потому что их нет.
Думую, что надо считать таким критерием проезд 150-200км в разных условиях (пересеченная местность/грунтовки/асфальт), при этом не ощущая дискомфорта в седалищной части.
Естественно, при соблюдении правил езды на длинные дистанции.
А если не соблюдать, то считать таким критерием возможность проехать километров 30 без остановок и после, опять же, не ощущать дискомфорта.
И конечно же оба "теста на совместимость" должны проводиться, когда уже мягкие ткани присиделись (это суммарно как минимум часов 10-15 в седле в течение 2 недель),
а не в первый же день на новом седле.
Но не забывайте о том, что к смене седла, хотя бы из соображений экономии денег, стоит прибегнуть в последнюю очередь.
1. Геометрия седлаНа картинке выше красными полями показаны критичные для выбора седла зоны. Желтыми полями - менее критичные.
Красная зона
I - на неё приходится основная нагрузка. Соответственно, в этой зоне седло должно подходить под ваш вес и не продавливаться до жесткой основы.
Определяется примеркой на жесткой поверхности или на стенде.
Красная зона
II - здесь будет лежать хозяйство
, а оно не любит давления и вибрации. В этой зоне седло должно быть необходимо-достаточно широким для вашей анатомии.
Определяется исключительно личным опытом. В очень общем случае, для прогулочно-походной посадки, в зоне II не должно быть выпуклости.
Желтая зона без обозначений - край (крылья) седла. Необходимо удачно подобрать ширину седла в этой области и саму форму края.
На левой нижней картинке край с относительно острым углом, на правой нижней - полностью скруглен.
На личном опыте придется понять, какой тип края вам больше подходит и какой формы нужен вырез крыльев.
Неподходящий (слишком широкий или слишком острый) край крыльев может сильно наминать мышцы бедра и здорово мешать управлению на сложных трассах, во время езды стоя.
Размер min в идеале должен быть минимально-достаточным для вашей анатомии (этот размер рассматривается только вместе с формой выреза крыльев).
Следующий важный момент -
продольный профиль седла. Два типичных варианта изображены на картинке выше. Профиль, близкий к прямому (красный), рекомендуется
для спортивного и гоночного режима катания, а также людям худого и нормального сложения в хороших физических кондициях.
Для агрессивного катания по пересеченной местности, имеет смысл предпочесть седло с подъемом в задней части (синий профиль),
чтобы разгрузить промежность и снизить вероятность случайных ударов. Также синий профиль больше подойдет для людей с избыточным весом просто для разгрузки промежности.
Геометрия седла должна соответствовать геометрии мягкой части промежности: не должно возникать существенного давления на мягкие ткани промежности.
В этом плане представляют интерес V-образные седла, а также седла с формованными прокладками. Теоретически они способствуют улучшению кровотока в тканях,
по сравнению с обычными седлами. Но как обычно, разные тесты противоречат друг другу, и в конечном счете все упирается в анатомию конкретного человека.
Седло следует подбирать такой ширины, чтобы седалищные кости с него не свешивались, на иллюстрации сверху показан размер max в который ваши кости должны вписаться.
Однако, слишком широкое седло может превратится в причину постоянных потертостей и общего дискомфорта.
аааааа
2. МатериалыВ настоящее время верх седла делается из: чистой кожи; синтетической кожи, или кордуры, или натуральной кожи с наполнителями; карбона
.
Седло, полностью сделанное из толстой свиной кожи - это олдскул, требующий длительной притирки и правильной эксплуатации.
Дорого, не очень практично, но, правильно притертое седло удивительно комфортно. Самые известные седла такого типа – Brooks England (пример)
Современная синтетика высокого качества и натуральная кожа слабо отличаются по свойствам друг от друга, здесь все определяется наполнителями.
По сути дела, наполнителей сейчас два: пена (foam) и гель (gel). Пена используется всегда и везде, а гель вставляется в пену там, где нужно максимально убрать вибрационные и ударные нагрузки.
Пена очень сильно различается по жесткости (буквально от ластика до природной губки), а гель почти весь одинаковый. Седла с гелевыми вставками заметно дороже.
Тряпичный верх (модификации кордуры) дышит лучше чем кожа, или хорошая синтетическая кожа, велотрусы по нему меньше скользят.
Однако тряпка менее стойкая к механическим повреждениям и практически не поддается ремонту.
Дешевый дерматин тоже имеет право на существование, по причине крайне низких цен.
Седла с карбоновым верхом – ну что сказать в погоне за весом разве что................
3. Жесткость седла нужно подбирать индивидуально: кто-то может ездить и на "куске деревяшки",
как ваш Шкипер (правда на титановом кусочке весом 135гр.)
а кому-то требуется хорошая гелевая прокладка под седалищные кости. К сожалению, это можно выяснить только перепробовав несколько седел.
Лично я придерживаюсь мнения, что седло должно быть жестким - это заставляет быстрее ездить и не лениться привставать на неровностях.
4. РамкаСамый распространенный - хромомолибденовый сплав. Достаточно прочный для любого применения, но тяжеловат.
Хорошо гасит высокочастотную вибрацию.Обычная сталь ставится на самые дешевенькие седла. Гнется и ломается.
Алюминиевые сплавы используются в гоночных моделях для снижения веса седел. Достаточно прочно, но не вечно.
Титановые сплавы
ставятся только на топовые седла. Очень легкие, прочные, отлично справляются с вибрацией.
Карбоновые рамки также ставятся только на топовые гоночные седла. Очень легкие, но жесткие.
Карбон в районе крепежа защищается или заменяется металлическими трубками.
5. Мужское и женское седлоЧем отличается женское седло от мужского? Это один из наиболее часто возникающих вопросов.
Фактически, женское седло всего лишь шире мужского из-за различий в физиологическом строении таза.
В случае, если дама предполагает ездить в юбке, то ставится седло с очень коротким носом.С учетом широчайшей гаммы велосипедных седел
и индивидуальности анатомии каждого человека, не стоит особо заморачиваться проблемой женское-мужское седло.
Нужно брать подходящее седло.
6. Тип седлаТип седла зависит от стиля катания. Для прогулок - это обычно широкие, мягкие седла, зачастую подпружиненные аля Pimp my Bike .
На таком седле невозможно ехать в спортивном режиме, оно способствует натиранию прилегающих частей тела.
Обычные спортивные седла представляют самую большую группу, о них скажу ниже более подробно. Седла для DH отличаются повышенной прочностью и увеличенными размерами.
Седла для акробатики
делаются возможно более узкими, чтобы ноги за них не цеплялись.
7. Далее идут примеры типичных седел для разного применения.Шоссейное седло. Жесткое, с прямым профилем, довольно длинное, с узкими крыльями.
Может быть с гелевыми вставками.Седло для кросскантри. Относительно мягкое,
профиль может быть как прямой, так и сложной формы.Седло для эндуро. Относительно мягкое,
с подъемом в задней части и слегка приопущенным носом.Седло для даунхилла и фрирайда. Усиленные рамки толщиной 8мм,
крылья сильно опущены вниз для улучшения управляемости, нос сильно загнут вниз для облегчения соскальзывания за седло.
Может быть как весьма мягким, так и относительно мягким.Седло для дирта и акробатики. Усиленные рамки, седло укорочено,
толстый амортизирующий слой относительно мягкого наполнителя.
В предельном варианте больше похоже на седло от совсем детского велосипеда.Женское спортивное седло. Жесткое, широкое в задней части (может быть с подъемом или без),
с заметно опущенными крыльями.Ахтунг Прогулочный диван. Огромное, мягкое, тяжеленное я бы сказал седалище с литром геля и чемодоном внутри.
Самый простой тип для выбора. Сел вертикально сверху, ноги вниз свесил, прочувствовал.
Удобно - берешь. Некоторые необязательные советы:
- лень вставать с седла на неровностях: седло с подъемом сзади, довольно мягкое;
- гонки, тренировки: почти ровное, жесткое и минимально допустимое для вас по ширине седло;
- большие пробеги: длинное седло умеренной жесткости, может быть с носом пошире;
- прогулки: любое седло, на котором удобно сидеть вертикально;
- и вообще, посмотрите описания типов седел выше.
Напоследок в общем о выборе. Большая цена седла ни в коей мере не является гарантией того, что оно вам подойдет.
Пока вы подбираете седло, имеет смысл брать что-то подешевле, очень часто находятся подходящие седла из недорогих.
А уже когда определитесь с геометрией, тогда можно взять что-то подороже, с гелевой прокладкой и прочими вкусностями. Но в первую очередь осознайте нужную геометрию.
Памперс в велотрусах заметно повышает комфорт на любом седле, а также способствует сохранению пятой точки в сухости, даже если у вас самое дерьмовое седло. Основные фирмы выпускающие качественные и доступные седла это Selle Italia,Fizik,San Marco у них широкий выбор и гибкие цены.П.С.
Ваш Шкипер использует седло Selle Italia SLR