Итак начнём с того что без цепи вы далеко не уедете.
В настоящие время на велосипедах применяются разнообразные цепи. Размер цепи зависит от количества звёзд в кассете: например, если у вас в кассете 10, 9 или 8 звезд, то только цепи, рассчитанные, соответственно, на 10, 9, 8 звезд подходят вам. По уверениям производителей, 10-скоростные цепи
Shimano и Campagnolo несовместимы: "купил мой продукт, значит и дополнения к нему тоже от меня". Если звезд 7 или менее, то можно ставить цепи, рассчитанные на соответствующее или большее (до 8 ) количество звезд. Применять узкие (9, 10) цепи на кассетах с малым числом звезд не рекомендуется, так как звезды на них толще и, в некоторых случаях (а поверьте, это будет ваш случай!), цепь будет испорчена.
Так как в Эстонии, большая часть велосипедистов ездит на цепях фирмы Shimano то расскажу о них.
Существует три варианта цепей Shimano HG (HyperGlide): на 7-8 передач - Narrow HG (например, цепь CN-HG50 групп Altus / Alivio), на 9 передач - Super narrow HG (например, цепь CN-HG93, группы Deore XT) и на 10 передач - Super narrow HG (например, CN-7900, группы Dura-Ace). Так что если вы заинтересованы в смене цепи и не считаете каждый грамм, то главный ваш ориентир это звёзды на кассете.
Есть также ещё понятие
*количество звеньев* в цепи. Цепи, продаваемые в магазинах, обычно имеют длину 114-116 звеньев. Для шоссейных велосипедов или гибридов обычно необходимо использование всей или почти всей длины цепи, а для горных - лишь 106-108 звеньев.
Есть способ определение необходимой длины цепи. Для этого, следует установить цепь на самые большие звезды, спереди и сзади, затем укоротить цепь настолько, чтобы рамка натяжителя цепи, была направлена почти горизонтально вперед и дать запас еще как минимум в два звена. Но если вы по ночам не можете заснуть и вас мучает совесть что у вас слишком длинная цепь, то можно укоротить цепь еще на несколько звеньев (только в случае использования заднего переключателя с короткой рамкой). Но здесь цепь и переключатель могут быть повреждены при переключении на большие звезды с обеих сторон. Так что для вас это пока рано.
Если у вас АццКиЙ двухподвесочный велосипед, то подбор длины цепи осуществляется в том положении задней подвески, в котором звезды системы и кассеты максимально удалены друг от друга.
Новая цепь купленная вами в красивой коробочке, соединяется
connection pin, если грамотно и по-русски, то это соединительный штифт, который используется для скрепления цепи. Тут главное преимущество - облегченная установка, после которой, направляющая часть отламывается. У цепей Shimano соединительные пины бывают черными, для цепей серий IG и HG на 8 передач, и серебристыми двух видов: обычные для цепей HG на 9 передач и с канавкой на носике для цепей HG на 10 передач.
Крутые фирмы такие как
SRAM и KMC вместо connection pin предлагают быстроразъемные замки цепей, что гораздо удобнее чем возится с выжимкой (это инструмент такой), которую к тому-же надо ещё купить. Однако для склепки цепи вовсе не обязательно использовать соединительный пин, в случае если вы снимаете цепь с расчетом еще использовать её в будущем, никогда не выжимайте соединительный пин, так как он толще обычных и после его выжимки щечки цепи будут испорчены. Выжмите любой другой пин который улыбается вам больше остальных.
Кстати, Shimano рекомендует устанавливать соединительный пин в передний край внешней пластины по ходу движения цепи.Есть также люди которые считают что их велосипед слишком красивый чтобы к нему притрагивался лошок-механик тогда люди покупают инструмент под названием "Выжимка". Я расскажу вкратце (если непонятно пишите письма):
Замена цепи.Зная что вы всё равно не поймёте я снабдил пост фотографиями.
1.Цепи продаются в двух видах - коробочном и стандартном (почти как компьютерные комплектующие в Retail и OEM поставках). Обычно в коробке имеется сменная ось, предназначенная для соединения сегментов цепи. Один конец такой оси заострен, что облегчает ее установку. После того, как ось будет запрессована, этот заостренный конец надо обломить плоскогубцами.2.Если цепь не укомплектована специальной осью с заостренным концом (как многие цепи, продающиеся без коробки), то ось должна быть вставлена в одну из пластин сегмента.3.Перед установкой цепи надо поставить передний и задний переключатель в положения, соответствующие самым маленьким звездочкам.4.Надеваем цепь на велосипед. Важно правильно надеть цепь на ролики натяжителя. Нижний ролик цепь обходит слева, а верхний - справа.5.Совмещаем разомкнутые звенья цепи. Если используем сменную ось, то вставляем ее заостренным концом в отверстия сегмента.6.Заправляем цепь в выжимку, и фиксируем ее прижимным винтом (на фотографии- слева)..7.Запрессовываем ось в цепь, вращая рукоятку выжимки. Останавливаемся, когда ось погрузится в отверстие почти полностью (сравниваем с соседними звеньями). Вынимаем цепь из выжимки.
Если используем сменную ось, то заостренный конец обламываем плоскогубцами. Помните о технике безопасности, не обломайте ноготь.8.Проверяем, чтоб цепь в соединительном сегменте была вежливой и красивой без заеданий и гнулась свободно. Если это не так, то проверяем, насколько выступают концы оси с разных сторон цепи. При необходимости ось надо продвинуть выжимкой в нужную сторону. В общем, готово. Как любую деталь велосипеда цепь надо чистить, причём она быстро грязнится (любит купается в дерьме)
После чистки цепь обычно смазывают. По возможности, старайтесь смазывать только чистую цепь (вы же не надеваете белую рубашку, сразу после 3 часовой тренировки при температуре +28).
Теперь небольшой FAQ Как определить, нужно ли смазывать цепь?Если цепь начала "стрекотать" или "матерится" при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, смазка не нужна. При езде в дождь, смазка вымывается из цепи гораздо быстрее.
Какое масло лучше подходит для смазки цепи?Понятия не имею (мне производители не заплатили за рекламу). Зато расскажу про виды смазки , в нашем хит-параде их будет 4
Аэрозольные смазки. Поставляются в аэрозольных баллончиках.
Плюсы - аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.
Минусы - часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр.)
Жидкие смазки. Поставляются в флакончиках.
Плюсы - точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев.
Минусы - не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.
Двухкомпонентные смазки. Поставляются в флакончиках-масленках. Это- попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция - как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая смазка.
Плюсы - как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение.
Минусы - требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов.
Пример двухкомпонентной смазки - White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой - White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 100-150 км).
Густые смазки. Поставляются в банках или тюбиках. Их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус - очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во- первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить ее снаружи... Получается, что густые масла для цепи подходят слабо. Короче по описанию все поняли что густые смазки не для вас.
А что насчет смазки звезд кассеты и системы?Смазывается только цепь.
Надо ли зимой использовать какое-то более жидкое или специальное масло?Тут у нас есть любители кататься по сугробам когда минус 20 на дворе, если вы их них тогда это для вас. Любое масло с понижением температуры густеет. Чем гуще масло, тем лучше и дольше оно работает в паре трения, но тем труднее его доставить в узкие зазоры между деталями цепи. Кроме того, при езде в зимнее время смазки густеют столь существенно, что для облегчения езды стоит пользоваться менее вязкими смазками.
Смазывайте цепь эффективно.
Кто-то смазывает каждый пин отдельно, он дилетант. Сначала сделайте цепь чистой или хотя бы чтоб с 5 метров она казалась чистой. Смазывать цепь следует по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Держите баллончик над цепью, и вращайте цепь педалями назад, пару оборотов и всё готово. После смазки стоит прокрутить цепь полминуты и вытереть насухо выступившее на поверхность масло.
Не стоит заливать цепь огромным количеством масла (если вы смазывайте свой велосипед а не вашего знакомого
) - дольше цепь от этого работать не будет, но соберет на себе много грязи, которая наоборот начнет быстрее изнашивать цепь, действуя как абразивная паста. Будьте бдительны.
Ещё один моментКак показывает практика, привод на современных велосипедах изнашивается.
По мере работы цепь удлиняется. Это происходит из-за износа щечек в зонах соприкосновения с соединительными штифтами, роликов, и самих штифтов. Скорость износа цепи не изменяется на всем протяжении ее службы. Но вытянутая цепь в свою очередь начинает быстро изнашивать звездочки. И чем сильнее вытянута цепь, тем на меньшее количество зубьев звездочек распределяется нагрузка от натянутой цепи. В результате, скорость износа зубьев звезд – смятие и стачивание – существенно возрастает по мере износа цепи. Даже самая дорогая кассета с сильно вытянутой цепью проработает очень недолго. Наиболее часто используемые звезды в кассете изнашиваются заметно быстрее, чем остальные.
Но это так сказать я тут расписался о
ТЕОРИИ а если начистоту то определить то время когда надо менять вашу цепь можете только вы. Износ цепи зависит от стиля катания, рельефа, количества км за год, марки, модели цепи. Проще всего измерять износ специальным калибром:
Крючкообразный конец зацепляется за один из роликов натянутой цепи, а прямой упирается в цепь. У новой цепи он не проваливается; у частично изношенной – проваливается стороной, отмеченой "
0,75", и у полностью изношенной - проваливается стороной с маркировкой "
1,0".
Список производителей цепей для разных типов велосипедов:
KMC
Shimano
SRAM
Campagnolo
Wippermann
Rohloff
Taya
YBN