Cyrill: Re: Планетарные втулки

Пн ноя 26, 2012 16:58

Успешно использую Nexus 7 (семискоростная шимановская планетарка) для ежедневных поездок на работу. Если кто думает о планетарке, то хотелось бы сказать следующее:
1) максимально без проблемный агрегат. Рассчитан на весь срок службы велосипеда. Смазка раз в 10000 км.
2) если у кого проблемы с переключением, то вероятно неправильно проложен тросик по самой втулке (там не совсем очевидно как его пускать) или порвалась пружинка в шифтере на руле.
3) Под нагрузкой, например в горку, КПД заметно лучше чем у многозвездочной системы. Самая легкая передача ни разу не понадобилась. У меня соотношения от 1,3:1 до 3,35:1. В принципе можно иметь до 4:1. Подбирается соотношением звезд. Родная ведущая звезда как правило маловата, у меня была 32 зуба, я поставил 44.
4) переключать передачи можно как на ходу так и стоя на месте.
5) ножной тормоз у меня тоже стоит и в принципе работает, но не пользуюсь, так как есть и ободные тормоза.
6) Кто будет ставить на имеющуюся раму, нужно будет учесть, что у планетарок своя ширина втулки 125 мм, и в идеале под них идут специально изготовленные рамы или потребуется колхозить. Лучше брать подержанный вел в сборе.

Cyrill: Re: Планетарные втулки

Пн ноя 26, 2012 17:09

Наверно важно отметить, что велосипед с планетаркой реально укладывается в 14,5 кг на колесах 28 дюймов. Рама стальная качественная. То есть получается не тяжелее, чем средний МТБ 26 дюймов.

Archie: Re: Планетарные втулки

Пн ноя 26, 2012 17:16

Cyrill писал(а):3) Под нагрузкой, например в горку, КПД заметно лучше чем у многозвездочной системы.

Любопытное заявление...

Hansmer: Re: Планетарные втулки

Пн ноя 26, 2012 18:40

Archie писал(а):
Cyrill писал(а):3) Под нагрузкой, например в горку, КПД заметно лучше чем у многозвездочной системы.

Любопытное заявление...

А я всё понять не мог, чего мне так тяжело в гору то ехать. :D

MK777: Re: Планетарные втулки

Пн ноя 26, 2012 21:38

Cyrill писал(а):3) Под нагрузкой, например в горку, КПД заметно лучше чем у многозвездочной системы. Самая легкая передача ни разу не понадобилась.

Необычное заявление. А на какой горке испытывал :?:

Cyrill писал(а):Наверно важно отметить, что велосипед с планетаркой реально укладывается в 14,5 кг на колесах 28 дюймов. Рама стальная качественная. То есть получается не тяжелее, чем средний МТБ 26 дюймов.

Средний МТБ 26 дюймов весит ~13кг :idea:

Cyrill: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 03:02

Насчет КПД планетарки. Считаю, что он выше многозвездочных систем глядя на передаточные сооотношения которые использовал комфортно передвигаясь на разных велосипедах по городу. Это выглядело так:
1) МТБ 26 дюймов. 1,89-2,43
2) Гибрид 28 дюймов. 2,13-2,83
3) Ситибайк 28 дюймов с планетаркой. 2,39-3,23
4) Синглспид гибрид. 3,05
5) Синглспид туринг с рулем бараном. 3,25

Интересно, что велосипед с планетаркой единственный, на котором не хочется пристегнуть ноги к педалям. На нем и так классно.

Cyrill: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 03:15

Насчет веса велосипеда с планетаркой. Конечно он тяжелее. 7 скоростная планетарка в алюминиевом корпусе весит 1,5 кг. Но разница в весе по сравнению с типовым гибридом с горной навеской намного меньше, возможно менее 300 грамм. Поскольку планетарка заменяет заднюю втулку, кассету, две лишние звезды спереди, передний и задний переключатели, кронштейн переднего переключателя, левую манетку с троссом.

MK777: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 08:59

И как же ты вычисляешь все это и зачем? Не проще ли просто наслаждаться поездкой? :roll:

Archie: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 09:46

Cyrill писал(а):Насчет КПД планетарки. Считаю, что он выше многозвездочных систем глядя на передаточные сооотношения которые использовал комфортно передвигаясь на разных велосипедах по городу.

Комфорт - дело субъективное, но вообще традиционно считается, что меньший по сравнению со звёздами КПД - одна из причин малого распространения планетарок...

Синглспид туринг

Такого я ещё не видел!

Hobbyrider: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 10:41

Хотелось бы аргументации по конкректнее. Голословные утверждения о КПД планетарок можно оставить для других аудиторий, скажем для форума автолюбителей.

Cyrill: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 13:10

MK777 писал(а):И как же ты вычисляешь все это и зачем? Не проще ли просто наслаждаться поездкой? :roll:


Я не спортсмен и не был. Просто катаюсь и пробую на чем сподручнее.
Передаточное соотношение обычно вычисляется делением количества зубьев на ведущей и ведомой звездах, но в случае с планетаркой надо еще умножить соотношение имеющихся звезд на коэффициент соответствующей передачи (берется из спецификации к планетарке). Один раз это посчитал в Excel для своих велосипедов и сохранил файл. Удобно, если понадобится, то можно быстро посмотреть.

Cyrill: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 13:37

Hobbyrider писал(а):Хотелось бы аргументации по конкректнее. Голословные утверждения о КПД планетарок можно оставить для других аудиторий, скажем для форума автолюбителей.


Согласно техническим справочным данным которые может бегло нагуглить каждый, для цепных редукторов и планетарных указываются практически одни и те же средние значения КПД. Для цепных редукторов диапазон 0,9-0,98. Для планетарных 0,95-0,98. Среднее значение где-то 0,97 и у того и другого. Мне кажется смотреть надо немного не туда.

Следует обратить внимание на цепную передачу как таковую (без учета преобразований крутящего момента). В многозвездочной системе оси цепных роликов расположены часто не параллельно (перекос цепи). К тому же цепь трется о зубья не только роликами, но и боковинами звеньев. Около сотни не параллельных осей в системе передачи могут невообразимо снизить КПД. Конечно чем опытнее гонщик, тем меньше он это допустит, но факт остается фактом..

AlexSSS: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 13:45

Около сотни не параллельных осей в системе передачи могут невообразимо снизить КПД.

как страшно жить :(

Cyrill, просто из любопытства, сколько примерно километров ты наезжаешь в год на велосипеде?

Cyrill: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 14:02

AlexSSS писал(а):
Около сотни не параллельных осей в системе передачи могут невообразимо снизить КПД.

как страшно жить :(

Cyrill, просто из любопытства, сколько примерно километров ты наезжаешь в год на велосипеде?


Постоянно езжу первый сезон. 12 км в день на работу и обратно и покататься наверно столько же в среднем. Больше 3000 км в год наверно не наберется.

Archie: Re: Планетарные втулки

Вт ноя 27, 2012 14:16

Для справки: есть такая организация как International Human Powered Vehicle Association, занимающаяся вопросами максимально эффективного использования человеческой силы в приводе ТС. В 2001-м году они опубликовали хороший отчёт о сравнительных испытаниях и инструментальном измерении планетарных и звёздочных механизмов переключения скоростей велосипеда:

The mechanical efficiency of bicycle derailleur and hub-gear transmissions

Хоть разница и не очень большая, но в общем и целом КПД планетарок ниже примерно на 2%. Много это или мало, вопрос неоднозначный...
For example, if Lance Armstrong, in the Tour de France 58.5-km time trial (36.4 mi) were to choose the wrong gear, a drop of 2% in efficiency would cause him to be 410 meters behind (27 seconds) at the end of the time trial, easily enough to lose the stage [3]. Incidentally, Armstrong averaged about 54 kph (33.6 mph) for the time trial (58.5 km long = 36.4 mi).

With commuting riders who travel 24 kph (15 mph), instead of 54 kph (33.6 mph), it only gets worse. A 2% drop in efficiency would lead to an 800-meter gap (about 2 minutes). The reason for the increasing gap is that the slower cyclist spends much more time on the course [3]. The point is, why waste energy when it is unnecessary.