Неделю назад на работе разговаривали о фильмах, я кому-то рекомендовал Apocalypse now, так как смотрел его несколько лет назад, и тогда это кино произвело на меня сильное впечатление.
И захотелось самому пересмотреть. Нашел старый диск, поставил. Через пятнадцать минут выключил: перевод - мутное говно, невозможно слушать. Военные разговаривают, как детсадовцы моей юности. Скачал с нормальным переводом Гоблина. Кино ожило.
Ну, что сказать, фильм по прежнему рулит и педалит, классика! Но в более взрослом возрасте ощущения уже другие. Тогда я его смотрел просто завороженный, мне понравилось от начала и до конца.
Вкратце, сюжет о том, как капитана Уилларда посылают на территорию сопредельной Камбоджи, с заданием разыскать полковника Куртца, войти к нему в доверие, а затем ликвидировать. Полковник Куртц, один из самых лучших офицеров США, по мнению командования, бесповоротно спятил, самовольно ушел со своей армией в Камбоджу, и там правит полный беспредел, казня и милуя своих солдат и местное население, как Иван Грозный. А изредка передает по рации никому не адресованные рифмованные фразы о смысле жизни.
Капитан Уиллард идет по реке на патрульном катере, принимает участие в каких-то попутных мероприятиях, изучает досье полковника Куртца и всё больше проникается его личностью, не понимая, что же ему делать, когда наконец встретится с ним.
Фильм - чистый сюрреализм, это, на мой взгляд, самая сильная его сторона. По форме - классический "роад муви", по сути - картина погружения в ад, где "территория полковника Куртца" - его центр. Все декорации, сцены и окружающие капитана Уилларда персонажи нереалистичны и даже гротескны, для усиления эффекта.
Великолепен, на мой взгляд, Мартин Шин, играющий капитана Уилларда. Просто потрясающе передает настроения своего героя, его личность. Причем, роль непростая, капитан всегда сдержан и собран, он наблюдатель по своему характеру. Тонкая игра актера передается через взгляды, интонации, мимику. Совершенно невероятный эпизод, когда капитан убивает раненую вьетнамку, без эмоций и раскаяний. Замечу, Мартин Шин, на мой взгляд - главный локомотив этого не сильно захватывающего действием фильма. Не будь его, вполне возможно, смотреть было бы скучно.
Экипаж патрульного катера - пять баллов. Актеры играют на отлично. Не слишком яркая роль главного героя дает им проявить себя в полной мере. Не могу отдать предпочтения ни Главному, который - настоящий капитан вверенного ему судна и экипажа, ни по детски непосредственному Чистому, ни медленно сходящему с ума от наркотиков Лэнсу, ни Повару, который "слишком резкий для Вьетнама". Персонажи настолько живые и вписывающиеся в происходящий гротеск, что смотришь, и удивляешься.
Еще хочу отметить отличную роль подполковника, командира вертолетчиков. Фанат серфинга, разбомбивший деревню с засевшими там вьетконговцами, для того, чтобы покатать на хорошей волне, ввиду этой деревни. За фразу "А ведь эта война когда-нибудь кончится" и последующую гримасу сожаления, актеру сразу можно давать Оскара.
На мой взгляд, вставленная в новую редакцию фильма сцена с французами, сражающимися за свою родовую фазенду в Камбодже, лишняя и не дает ничего для осознания смысла фильма, затягивая его при этом. Сомнительная реплика француженки, обращенная к капитану Уилларду: "В тебе живут два человека: один убивает, другой любит", по сути ничего не значит. Так можно сказать про любого солдата на войне.
В прошлый раз, когда я смотрел этот фильм, мне понравилась концовка. Тогда я даже, кажется, сумел найти какое-то объяснение для себя.
Сейчас финал мне кажется совершенно чужеродным и комкающим этот замечательный фильм. На протяжении первых двух третей картины, основная мысль была в том, что капитан Уиллард постепенно понимает ход мыслей полковника Куртца, видит, что заставило того поступать таким образом. Весь фильм он готовится встретить этого мегачеловека, ветерана спецопераций, монстра во плоти, заставившего подчиняться и собственных солдат, и вьетнамцев.
И, честно говоря, мне непонятен финал. Нет, ну это ясно, что по мере фильма доля сюра увеличивается. Но где хотя бы внешняя логика? Что видит капитан Уиллард, ступив на "территорию Куртца"? Толпу каких-то оборванцев, с размалеванными рожами, повсюду развешаны трупы и раскиданы отрезанные головы, абсолютно обезумевший фотограф-американец, несущий чушь про полковника. И над всем этим - полковник Куртц, читающий вслух стихи, в роли Гамлета, решающий основной вопрос "Быть или не быть".
Самые простые вопросы не находят ответов. За счет чего существует эта организация? Ведь её члены, судя по их внешнему виду и поведению, в абсолютном неадеквате, они не могут ни охотиться, ни обложить соседние деревни данью.
Каким образом полковник Куртц держит эту толпу вместе, и на каком основании она считает его своим Богом? Ведь ясно, что бывшие американские солдаты, южные и северные вьетнамцы никак не уживутся рядом, особенно, учитывая, что все вооружены до зубов. Если представить, что Куртц кормит паству каким-то отборным психотропным зельем, и произносит речи, которые, по словам фотографа, входят людям прямо в сердце, то как быть с вьетнамцами, которые не понимают по-английски?
Для чего командованию понадобилось снаряжать экспедицию, за линию фронта, жертвовать ценным офицером-разведчиком, чтобы уничтожить не представляющего угрозы спятившего Куртца?
Ничего не скажу про игру Марлона Брандо. Отыграно сильно, но такое ощущение, что актер сам не знал, кого он играет.
Финал фильма, хоть и вписывается по концепции в картину, всё же оставляет чувство разочарования. Казалось, капитан Уиллард, встретившись с полковником Куртцем, узнает и поймет что-то такое, что поставит логическую точку фильма. Ничего он не понимает, к сожалению.
Отличный саспенс первых двух третей, и полный провис в окончании. К сожалению, нарушена логика повествования, которая обязательно должна присутствовать даже в таких сюрреалистических и психоделических фильмах. Вот, например, у Дэвида Линча, несмотря на внешний хаос, в фильмах настолько железная логика, что мороз по коже. А здесь – увы.
В заключении: фильм действительно гениальный, но далеко не для всех. Но посмотреть всё-таки рекомендую, особенно людям постарше.
|