BikeTime

Русскоязычный велофорум Эстонии
Текущее время: Пт мар 29, 2024 08:25

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вечный двигатель, или Ода кадмию
СообщениеДобавлено: Ср май 22, 2013 00:17 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: Пн окт 15, 2007 11:20
Сообщения: 27359
Откуда: Tallinn
Пара слов о старой доброй никель-кадмиевой системе, в цифрах и лирике... Раскопал в ходе уборки аккумуляторную батарею от армейской станции Р-159, подаренную мне когда-то нашим связистом, успешно питавшую затем автомобильный телевизор "Шилялис" на пикниках, и забытую потом на много лет. Дата выпуска - 1 ноября 1983 года; количество отработанных циклов неизвестно, но должно быть немаленьким. Условия хранения - безо всякого ухода или обслуживания. Любопытство не позволило просто выкинуть: решил поиграться и посмотреть, не остались ли какие-то признаки жизни хоть в одной из 10 банок.

Изображение
(фото из Интернета; моя отличалась только синей наклейкой)

Как ни странно, реверсирования не произошло, и на всех аккумах присутствовало положительное напряжение от 0.2 до 0.7 вольт. Кристаллы дендритов, которые по всем канонам давно должны были прорасти сквозь сепаратор и замкнуть электроды изнутри, почему-то этого так и не сделали. Перечитал известную книгу В. Теньковцева и запустил восстановительные циклы сначала для батареи в сборе, а когда она немного приободрилась - и поэлементное "раскачивание": вначале слабым током, а после растворения интерметаллидов - штатным, следя за температурой и ограничив напряжение чтобы не перейти порог выделения водорода.

Результаты операции несколько озадачили... Средняя ёмкость аккумуляторов, бывших в активном употреблении и отмечающих в этом году 30-летний юбилей, составила 97% от номинальной, с разбросом в +2%...-7%. Стоит напомнить, что по индустриальным нормативам аккумуляторы подлежат замене когда их ёмкость падает ниже 60% от исходной (стандарт IEC 61951-1). Внутреннее сопротивление - в пределах 8...14 миллиом. Герметизация не нарушена, хотя небольшой налёт солей на корпусах и присутствует, плюс несколько пятен едва заметной ржавчины. Получается, нынешние параметры этих аккумуляторов даже лучше, чем у Energizer "D" CH4 аналогичного класса (притом куда более современных), из которых была собрана моя первая "зимняя" батарея для велофары.

Марка батареи - 10 АНКЦ (С) - 4,0, производитель - Югославия, город Вальево, фабрика "Крушик". Согласно советской системе обозначения, буква "С" в маркировке означает "средний" режим разряда, в данном случае соответствующий току примерно 2 А: как специально для МэджикШайна делали! :) Батарею списали, исчезла страна-заказчик, потом страна-изготовитель, фабрику разбомбила авиация NATO, позже вообще взялись запрещать эту систему как вредную - а ей всё по-барабану!



По такому случаю, решил вернуть не утратившего боеготовности ветерана в строй. Распилив батарею на банки, промыл их в уксусе, восстановил антикоррозионное покрытие в местах повреждений, и выдал им новое обмундирование - жаль только, аутентичной белой термоусадки нужного диаметра у меня не нашлось, но и в синей они смотрятся неплохо!

Изображение


Из шести лучших банок, добавив только температурно-токовый предохранитель да кабель, собрал вот такой брикетик:

Изображение

(для сравнения, рядом штатные батареи MagicShine MJ-828 и MJ-6002 аналогичной ёмкости)


Будет интересно посмотреть, сколько зим он ещё послужит...


Post scriptum. Завод, действовавший с 1957 года, сербы после войны восстановили, и сейчас он выпускает серебряно-цинковые аккумуляторы для истребителей и призматические никель-кадмиевые открытого типа. Строка в описании "Exceptionally long service life of more than 20 years" у меня ни малейших сомнений теперь не вызывает. Герметичных в нынешней линейке продукции нет, но они вскользь упоминаются в каталогах: неясно, идёт-ли речь о прошлом, или о будущем?..

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср май 22, 2013 12:38 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт май 31, 2011 20:58
Сообщения: 1340
Основательный подход :good:
К Оде кадмию можно добавить еще непотопляемость сульфида и теллурида кадмия в качестве активных материалов солнечных батарей :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср май 22, 2013 16:08 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт июн 25, 2010 16:58
Сообщения: 1843
Мддаа....качество было другое в 83-м году :good:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб май 25, 2013 17:09 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: Пн окт 15, 2007 11:20
Сообщения: 27359
Откуда: Tallinn
Думаю, немалую роль сыграло также военное назначение батарейки: требования и контроль должны были быть весьма жёсткими...

Написал благодарность изготовителям: говорят, по срокам это пока рекорд! :)

Цитата:
Dear Mr. Yelchishchev,

Thank you very much on your e-mail as of this morning. It created a lot of excitement and feel of proud amongst all our people who, so far, were able to
read (or hear about) it.

Our workers and engineers occasionally used to tell similar stories about Krusik batteries which, here or there, were still operational long after their
warranty period expired.

However, to the best of my knowledge, the set of events and circumstances you described, refers to the longest documented period, that any single Ni-Cd
battery was still operational after the production date.

If you don't mind, we would appreciate to publish your letter (in both English original and Serbian translation) on the Krusik Web site
http://www.krusikak.co.rs.

We consider this certainly not as a pure marketing vehicle, but rather as a small sign of our gratitude and debt, to all people which produced this
battery, back in 1983.

Furthermore, I have asked our Chief Engineer to try to identify and allocate documents you asked about, and provide you with copies.

Thank you once again on your kind message, which all of us consider as an encouragement to continue with our efforts, despite current economic hardships
and difficult times we are all living in.

Yours respectfully,

Zoran Cicak
Chairman of the Board of Directors
Krusik akumulatori AD
Republic of Serbia


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Сб май 25, 2013 19:57 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт май 31, 2011 20:58
Сообщения: 1340
Не удивлюсь, если новую батарею пришлют в качестве бонуса :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 09:15 
Не в сети
AggroXC
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 16, 2007 09:03
Сообщения: 10607
Откуда: Таллин, Эстония
.... а потом выпустят именную модель

_________________
Мощно катаю агрессивный КК колесом в бордюр - смягчать не люблю !
https://www.strava.com/athletes/4316200


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 10:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср ноя 21, 2012 23:02
Сообщения: 4024
Откуда: Vääna-Jõesuu
Зато адепты 18650 забудут его имя. Ну что там еще делают с предателями..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 10:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 02, 2008 11:02
Сообщения: 735
Откуда: Ыйсмяэ
Тут, конечно, все очень умно написано, но мне интересно с практической точки зрения. Как ты теперь будешь этот брикетик применять?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 10:41 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: Пн окт 15, 2007 11:20
Сообщения: 27359
Откуда: Tallinn
Эээ... Как и раньше применял подобные брикетики: путём воткнутия в него фары с целью извлечения предварительно засунутого туда электричества... x-shuffle:

А есть более интересные предложения?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 10:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб июн 09, 2012 09:43
Сообщения: 6585
Откуда: Juri
:lol:

_________________
Кручу, кручу, кручу, педали кручу.
С горы, с горы, с горы как птица лечу.
Спешу, спешу, спешу, спешу налегке
Навстречу радуге-дуге.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 10:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 02, 2008 11:02
Сообщения: 735
Откуда: Ыйсмяэ
Ваще никаких предложений. Ты так говоришь, будто для меня область применения данного агрегата - очевидная вещь :lol:
Что, прям для велофары? И насколько хватает емкости?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 11:08 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: Пн окт 15, 2007 11:20
Сообщения: 27359
Откуда: Tallinn
Пардон, думал что по контексту и фотке вместе с другими велобатарейками очевидно. :)

Ёмкости с однодиодной фарой должно хватать примерно часа на три; конкретно будет ясно грядущей зимой (кадмий использую только в морозы)...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 13:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн авг 09, 2010 23:15
Сообщения: 1312
Арчи, меня тоже интересует возможность практического применения таких батарей (ага, зимой... ещё как?)
Я могу этих банок, требующих восстановления, набрать неограниченное количество. Вопрос в том, не хлам ли это?

_________________
Худая корова - ещё не газель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 13:45 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: Пн окт 15, 2007 11:20
Сообщения: 27359
Откуда: Tallinn
Aleksei zavarkin писал(а):
Я могу этих банок, требующих восстановления, набрать неограниченное количество.
Именно этих?

Цитата:
Вопрос в том, не хлам ли это?
Предсказываю годность батарей по фотографии. 5 евро за штуку; оптовым заказчикам скидки. Без гарантии. 8)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн май 27, 2013 14:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн авг 09, 2010 23:15
Сообщения: 1312
Archie писал(а):
Aleksei zavarkin писал(а):
Я могу этих банок, требующих восстановления, набрать неограниченное количество.
Именно этих?

По виду как голубая банка на фотографии, 1.2 вольта. Название не читал, думаю, что достаточно новые, не 83 года.

Archie писал(а):
Цитата:
Вопрос в том, не хлам ли это?
Предсказываю годность батарей по фотографии...8)

Хлам, я имею ввиду в том смысле, что смогу ли я применить где-нибудь такие восстановленные работающие аккумы, или они будут валяться без назначения? Практическое применение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB