Archie: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Ср май 22, 2013 00:17

Пара слов о старой доброй никель-кадмиевой системе, в цифрах и лирике... Раскопал в ходе уборки аккумуляторную батарею от армейской станции Р-159, подаренную мне когда-то нашим связистом, успешно питавшую затем автомобильный телевизор "Шилялис" на пикниках, и забытую потом на много лет. Дата выпуска - 1 ноября 1983 года; количество отработанных циклов неизвестно, но должно быть немаленьким. Условия хранения - безо всякого ухода или обслуживания. Любопытство не позволило просто выкинуть: решил поиграться и посмотреть, не остались ли какие-то признаки жизни хоть в одной из 10 банок.

Изображение
(фото из Интернета; моя отличалась только синей наклейкой)

Как ни странно, реверсирования не произошло, и на всех аккумах присутствовало положительное напряжение от 0.2 до 0.7 вольт. Кристаллы дендритов, которые по всем канонам давно должны были прорасти сквозь сепаратор и замкнуть электроды изнутри, почему-то этого так и не сделали. Перечитал известную книгу В. Теньковцева и запустил восстановительные циклы сначала для батареи в сборе, а когда она немного приободрилась - и поэлементное "раскачивание": вначале слабым током, а после растворения интерметаллидов - штатным, следя за температурой и ограничив напряжение чтобы не перейти порог выделения водорода.

Результаты операции несколько озадачили... Средняя ёмкость аккумуляторов, бывших в активном употреблении и отмечающих в этом году 30-летний юбилей, составила 97% от номинальной, с разбросом в +2%...-7%. Стоит напомнить, что по индустриальным нормативам аккумуляторы подлежат замене когда их ёмкость падает ниже 60% от исходной (стандарт IEC 61951-1). Внутреннее сопротивление - в пределах 8...14 миллиом. Герметизация не нарушена, хотя небольшой налёт солей на корпусах и присутствует, плюс несколько пятен едва заметной ржавчины. Получается, нынешние параметры этих аккумуляторов даже лучше, чем у Energizer "D" CH4 аналогичного класса (притом куда более современных), из которых была собрана моя первая "зимняя" батарея для велофары.

Марка батареи - 10 АНКЦ (С) - 4,0, производитель - Югославия, город Вальево, фабрика "Крушик". Согласно советской системе обозначения, буква "С" в маркировке означает "средний" режим разряда, в данном случае соответствующий току примерно 2 А: как специально для МэджикШайна делали! :) Батарею списали, исчезла страна-заказчик, потом страна-изготовитель, фабрику разбомбила авиация NATO, позже вообще взялись запрещать эту систему как вредную - а ей всё по-барабану!



По такому случаю, решил вернуть не утратившего боеготовности ветерана в строй. Распилив батарею на банки, промыл их в уксусе, восстановил антикоррозионное покрытие в местах повреждений, и выдал им новое обмундирование - жаль только, аутентичной белой термоусадки нужного диаметра у меня не нашлось, но и в синей они смотрятся неплохо!

Изображение


Из шести лучших банок, добавив только температурно-токовый предохранитель да кабель, собрал вот такой брикетик:

Изображение

(для сравнения, рядом штатные батареи MagicShine MJ-828 и MJ-6002 аналогичной ёмкости)


Будет интересно посмотреть, сколько зим он ещё послужит...


Post scriptum. Завод, действовавший с 1957 года, сербы после войны восстановили, и сейчас он выпускает серебряно-цинковые аккумуляторы для истребителей и призматические никель-кадмиевые открытого типа. Строка в описании "Exceptionally long service life of more than 20 years" у меня ни малейших сомнений теперь не вызывает. Герметичных в нынешней линейке продукции нет, но они вскользь упоминаются в каталогах: неясно, идёт-ли речь о прошлом, или о будущем?..

Изображение

Serge: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Ср май 22, 2013 12:38

Основательный подход :good:
К Оде кадмию можно добавить еще непотопляемость сульфида и теллурида кадмия в качестве активных материалов солнечных батарей :)

lisjara: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Ср май 22, 2013 16:08

Мддаа....качество было другое в 83-м году :good:

Archie: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Сб май 25, 2013 17:09

Думаю, немалую роль сыграло также военное назначение батарейки: требования и контроль должны были быть весьма жёсткими...

Написал благодарность изготовителям: говорят, по срокам это пока рекорд! :)

Dear Mr. Yelchishchev,

Thank you very much on your e-mail as of this morning. It created a lot of excitement and feel of proud amongst all our people who, so far, were able to
read (or hear about) it.

Our workers and engineers occasionally used to tell similar stories about Krusik batteries which, here or there, were still operational long after their
warranty period expired.

However, to the best of my knowledge, the set of events and circumstances you described, refers to the longest documented period, that any single Ni-Cd
battery was still operational after the production date.

If you don't mind, we would appreciate to publish your letter (in both English original and Serbian translation) on the Krusik Web site
http://www.krusikak.co.rs.

We consider this certainly not as a pure marketing vehicle, but rather as a small sign of our gratitude and debt, to all people which produced this
battery, back in 1983.

Furthermore, I have asked our Chief Engineer to try to identify and allocate documents you asked about, and provide you with copies.

Thank you once again on your kind message, which all of us consider as an encouragement to continue with our efforts, despite current economic hardships
and difficult times we are all living in.

Yours respectfully,

Zoran Cicak
Chairman of the Board of Directors
Krusik akumulatori AD
Republic of Serbia

Serge: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Сб май 25, 2013 19:57

Не удивлюсь, если новую батарею пришлют в качестве бонуса :)

mitcos: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 09:15

.... а потом выпустят именную модель

Cyrill: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 10:19

Зато адепты 18650 забудут его имя. Ну что там еще делают с предателями..

banga: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 10:34

Тут, конечно, все очень умно написано, но мне интересно с практической точки зрения. Как ты теперь будешь этот брикетик применять?

Archie: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 10:41

Эээ... Как и раньше применял подобные брикетики: путём воткнутия в него фары с целью извлечения предварительно засунутого туда электричества... x-shuffle:

А есть более интересные предложения?

Hansmer: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 10:48

:lol:

banga: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 10:58

Ваще никаких предложений. Ты так говоришь, будто для меня область применения данного агрегата - очевидная вещь :lol:
Что, прям для велофары? И насколько хватает емкости?

Archie: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 11:08

Пардон, думал что по контексту и фотке вместе с другими велобатарейками очевидно. :)

Ёмкости с однодиодной фарой должно хватать примерно часа на три; конкретно будет ясно грядущей зимой (кадмий использую только в морозы)...

Aleksei zavarkin: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 13:33

Арчи, меня тоже интересует возможность практического применения таких батарей (ага, зимой... ещё как?)
Я могу этих банок, требующих восстановления, набрать неограниченное количество. Вопрос в том, не хлам ли это?

Archie: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 13:45

Aleksei zavarkin писал(а):Я могу этих банок, требующих восстановления, набрать неограниченное количество.
Именно этих?

Вопрос в том, не хлам ли это?
Предсказываю годность батарей по фотографии. 5 евро за штуку; оптовым заказчикам скидки. Без гарантии. 8)

Aleksei zavarkin: Re: Вечный двигатель, или Ода кадмию

Пн май 27, 2013 14:05

Archie писал(а):
Aleksei zavarkin писал(а):Я могу этих банок, требующих восстановления, набрать неограниченное количество.
Именно этих?

По виду как голубая банка на фотографии, 1.2 вольта. Название не читал, думаю, что достаточно новые, не 83 года.

Archie писал(а):
Вопрос в том, не хлам ли это?
Предсказываю годность батарей по фотографии...8)

Хлам, я имею ввиду в том смысле, что смогу ли я применить где-нибудь такие восстановленные работающие аккумы, или они будут валяться без назначения? Практическое применение.