Пара слов о старой доброй никель-кадмиевой системе, в цифрах и лирике... Раскопал в ходе уборки аккумуляторную батарею от армейской станции
Р-159, подаренную мне когда-то нашим связистом, успешно питавшую затем автомобильный телевизор "
Шилялис" на пикниках, и забытую потом на много лет. Дата выпуска - 1 ноября 1983 года; количество отработанных циклов неизвестно, но должно быть немаленьким. Условия хранения - безо всякого ухода или обслуживания. Любопытство не позволило просто выкинуть: решил поиграться и посмотреть, не остались ли какие-то признаки жизни хоть в одной из 10 банок.
(фото из Интернета; моя отличалась только синей наклейкой)
Как ни странно, реверсирования не произошло, и на всех аккумах присутствовало положительное напряжение от 0.2 до 0.7 вольт. Кристаллы дендритов, которые по всем канонам давно должны были прорасти сквозь сепаратор и замкнуть электроды изнутри, почему-то этого так и не сделали. Перечитал известную книгу В. Теньковцева и запустил восстановительные циклы сначала для батареи в сборе, а когда она немного приободрилась - и поэлементное "раскачивание": вначале слабым током, а после растворения интерметаллидов - штатным, следя за температурой и ограничив напряжение чтобы не перейти порог выделения водорода.
Результаты операции несколько озадачили... Средняя ёмкость аккумуляторов, бывших в активном употреблении и отмечающих в этом году 30-летний юбилей, составила 97% от номинальной, с разбросом в +2%...-7%. Стоит напомнить, что по индустриальным нормативам аккумуляторы подлежат замене когда их ёмкость падает ниже 60% от исходной (стандарт IEC 61951-1). Внутреннее сопротивление - в пределах 8...14 миллиом. Герметизация не нарушена, хотя небольшой налёт солей на корпусах и присутствует, плюс несколько пятен едва заметной ржавчины. Получается, нынешние параметры этих аккумуляторов даже лучше, чем у Energizer "D"
CH4 аналогичного класса (притом куда более современных), из которых была собрана моя первая "зимняя" батарея для велофары.
Марка батареи -
10 АНКЦ (С) - 4,0, производитель - Югославия, город Вальево, фабрика "Крушик". Согласно советской системе обозначения, буква "С" в маркировке означает "средний" режим разряда, в данном случае соответствующий току примерно 2 А: как специально для МэджикШайна делали!
Батарею списали, исчезла страна-заказчик, потом страна-изготовитель, фабрику разбомбила авиация NATO, позже вообще взялись запрещать эту систему как вредную - а ей всё по-барабану!
По такому случаю, решил вернуть не утратившего боеготовности ветерана в строй. Распилив батарею на банки, промыл их в уксусе, восстановил антикоррозионное покрытие в местах повреждений, и выдал им новое обмундирование - жаль только, аутентичной белой термоусадки нужного диаметра у меня не нашлось, но и в синей они смотрятся неплохо!
Из шести лучших банок, добавив только температурно-токовый предохранитель да кабель, собрал вот такой брикетик:
(для сравнения, рядом штатные батареи MagicShine MJ-828 и MJ-6002 аналогичной ёмкости)
Будет интересно посмотреть, сколько зим он ещё послужит...
Post scriptum. Завод, действовавший с 1957 года, сербы после войны восстановили, и сейчас он выпускает серебряно-цинковые аккумуляторы для истребителей и призматические никель-кадмиевые открытого типа. Строка в описании "
Exceptionally long service life of more than 20 years" у меня ни малейших сомнений теперь не вызывает. Герметичных в нынешней линейке продукции нет, но они вскользь упоминаются в каталогах: неясно, идёт-ли речь о прошлом, или о будущем?..