Ведущий тренер Astana Pro Team Маурицио Маццолени – о главных составляющих успеха Сколько гонщиков “Астаны” будет работать в сезоне-2018 непосредственно по вашим тренировочным программам?
С десятью спортсменами я буду работать как личный тренер. Кроме того, у меня должность главного тренера, поэтому моей задачей будет координировать тренировочные планы всей команды.
Насколько они разные, ваши подопечные? В чем отличия?
Я продолжу вести нескольких гонщиков, с которыми уже имею длительный опыт работы – Мигеля-Анхела Лопеса, Танеля Кангерта, Дарио Катальдо…Но появляются и новые, такие, как Евгений Гидич. Первое время будет, конечно, происходить притирка, когда важно наладить четкое взаимодействие. Гонщик учится понимать меня, я –его. Они в самом деле очень разные по своим физическим задаткам, у каждого свои особенности специализации, и мне нужно, исходя из соревновательного плана спортсмена, учтя все эти особенности, дать ему именно ту работу, которая необходима для достижения цели – и это невозможно сделать под копирку.
А в самом деле – сильно различаются индивидуальные планы?
Заметно, причем начиная с подготовительного периода. На сборах все работают в группах, поэтому планы унифицируются, но все равно всегда я готов вносить коррективы, в зависимости от того, как гонщик справляется с нагрузкой.
Каковы, по Вашему мнению, самые главные изменения, которые произошли в последнее время в методике подготовки велогонщиков?
Главное – работа теперь основана на анализе данных, которые мы получаем с компьютеров, в первую очередь – показателей мощности. Мы можем гибко выстраивать и корректировать тренировочную работу и давать спортивным директорам объективную картину состояния спортсмена перед гонкой или во время соревнований.Для непрофессионального спортсмена-велогонщика – какую работу вы считаете наиболее эффективной, дающей наибольшую отдачу?
Я считаю, что по-прежнему во главе угла тот фундамент, который закладывается зимой. Аэробная база и развитие силовых показателей. Без этого значительный прогресс – что бы вы ни делали в рамках сезона - недостижим. Если говорить о тренировках без велосипеда – сколько они должны составлять в процентном соотношении? Для гонщика-профессионала и гонщика-любителя? Нужно ли выполнять такую работу во время сезона? И в чем она должна состоять?
В подготовительном периоде – это 20% работы для профи и до 50% - для любителей. Силовые тренажеры, работа с собственным весом и комплексы для мышц кора.Силовая работа, на велосипеде и без. Что в вашей практике зарекомендовало себя как наиболее эффективное?
На шоссе – 15-минутные серии в гору, внутри которых – чередование 3-минутной силовой работы на частоте около 50 оборотов в минуту с 2-минутными отрезками отдыха на легкой передаче. Важно держаться ниже анаэробного порога и максимально фокусироваться именно на качественной работе мышц. В зале – жим ногами, скажем 4 подхода по 10 раз с весом 50% от максимального. Какую основную методическую ошибку склонны совершать велосипедисты, даже если их квалификация высока?
Продолжать себя истязать, пытаясь достичь еще лучших кондиций, когда ты уже и так находишься в отличной форме. Из-за этого спортсмены не могут удержаться на пике даже более-менее продолжительное время.
Один из самых болезненных вопросов для всех тренеров и спортивных директоров – почему гонщик, одаренный от природы выдающимися данными, выдающий на тестах невероятные цифры, годами не может ничего выиграть?
Ответ на этот вопрос очень простой. Тест – это замер физических показателей, и только. В реальных гоночных условиях от них зависит примерно 60% успеха, все остальные – сумма других факторов.
Как раз в продолжение темы. Психология – тоже ваша сфера, или за этими моментами следит, преимущественно, спортивный директор? Сколько процентов в формуле победы из оставшихся сорока вы отвели бы психологии?
Моральный микроклимат, психологическое состояние спортсменов – это то, за что в ответе каждый в команде, буквально каждый, и я в том числе. Физика находится в подчинении у психики, поэтому тут нет математики. Формула победы для меня звучит иначе. Отдавай себя делу целиком, каждый день, чтобы не сожалеть об упущенном времени. И будь уверен, что это принесет тебе успех.