Archie: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 07:19

Хочу поделиться небольшим опытом восстановления старого кожаного седла: возможно, он кому-то пригодится...

Предыстория такова: после нескольких дальних поездок на шоссере, я решил попробовать знаменитое английское седло Brooks, и немного помучившись с выбором модели, купил его. Результат превзошёл все ожидания, и после него современное пластиковое седло, стоящее на двухподвесе, стало казаться неудобным, хотя проехал на нём немало... Возникло желание поставить подобное и на МТБ, но немного настораживала известная нелюбовь таких сёдел к сырости, коей богат наш климат – а учитывая достаточно высокую стоимость, запороть Брукс за один сезон дождей (двухподвес у меня велик круглогодично-всепогодный) как-то жалко.

Тут в мои руки случайно попало старое кожаное седло от советского велосипеда "Старт-Шоссе" производства Харьковского велозавода: его конструкция представляла собой практически полную копию Брукса, поэтому возникла мысль привести его в порядок и испробовать: по крайней мере, отрицательный опыт не повлечёт материального ущерба. Ожидаю один из трёх вариантов развития событий: 1)- выяснится что такой тип седла действительно не годится для нашего короткого (всего 10 месяцев) сезона дождей; 2)- всё будет нормально, и можно будет смело покупать второй Брукс; и 3)- оно окажется столь-же удобным, и останется на велике надолго...

Седло, провалявшееся много лет в сарае, а до этого немало повидавшее на своём веку, было в довольно плачевном состоянии – но в основном это касалось стального каркаса, сильно изъеденного ржавчиной: а вот кожаная покрышка, хотя была рассохшейся, потрескавшейся и ободранной, оказалась вполне пригодной для восстановления, т.к. необратимых повреждений кожи не оказалось.

Изображение

Регулировочный винт механизма натяжения, к счастью, сильно не крутили, и волокнистая структура кожи не была разрушена. Деформация от езды при отсутствии ухода повлияла только на боковины, разошедшиеся в стороны – но это легко исправлялось, поэтому решил взяться за дело.

Пришлось просмотреть довольно много информации, касавшейся кожаных сёдел вообще, седла ХВЗ в частности, и вникнуть в тонкости кожевенного дела – что было довольно интересным, поскольку ранее я никогда с обработкой кожи не сталкивался. Очень полезными оказались такие источники, как форум BikeForums с большим количеством постов по тематике, заметки профессионального реставратора фирмы Brooks Тони Колгрэйва, рекомендации пользователей Харьковского велофорума, статья о восстановлении Старт-Шоссе, обзор и советы голландской фирмы Gambiet, статья Эрика Сэнда, и масса общей информации о выделке и покраске кожи, используемых материалах и технологиях.

Ржавый стальной каркас был подвергнут пескоструйной обработке, и дополнительно отшлифован наждачной бумагой и напильниками.

Изображение

Небольшие отклонения формы выправлены с помощью тисков, большого разводного ключа, и прикрученного к рельсам старого подседельного штыря. Затем он был покрыт консервационным составом SP 350 фирмы CRC Industries и отдан в цех гальванической обработки для хромирования. Оно было сделано почти отлично, за исключением впадины подковообразной пластины и внутренней поверхности носика механизма натяжения: видимо, требовалась специальная форма электрода. Эти зоны обработал противокоррозионным составом-грунтовкой Epoxy Anticorrosion-system фирмы Brunox, превратившим остатки ржавчины в порах металла в инертную защитную плёнку, и для придания товарного вида закрасил акриловой краской Lacquer Black matt 900106 фирмы MoTip. Грунтом также обработал соединительные муфты в местах стыков с опорной пластиной и рельсами. Для ускорения сушки Брунокса поместил детали каркаса в домашнюю духовку, немало порадовав этим супругу...

Механизм натяжения оставил в штатном исполнении, хотя харьковчане переделывали его путём пропиливания шлица под отвёртку и стачивания стопорного выступа на винте. Для удобства регулировки, сделал по образцу Brooks специальный ключик, проточив на наждаке обычный накидной.

Изображение

Кожаная покрышка седла потребовала большей возни... Частично сохранившаяся старая краска была в основном удалена той-же пескоструйкой. Изнутри обнаружился второй слой тонкой жёсткой кожи, приклеенной к основному. Его назначение для меня сначала стало загадкой: были версии о декоративных целях, усилении жёсткости, брызгозащите, предохранении покрышки от истирания об каркас... Подобная "подкладка" раньше встречалась и у других производителей: Брукс, Леппер, Витткоп, и т.д. Скажем на этом снимке хорошо видно, что Brooks из пятимиллиметровой кожи подкладки не имеет, а у Lepper из чуть-ли не вдвое более толстой кожи она есть:

Изображение

В конечном итоге выяснилось что этот слой предназначен для предотвращения сильного растяжения кожи в случае её намокания, и предохранения от деформации – но в то-же время ухудшает способность седла принимать со временем соответствующую анатомии хозяина форму (англ. breaking in), и мешает коже "дышать".

У данного экземпляра, подкладка пришла в полную негодность: частично истлела и отклеилась, поэтому была удалена полностью – современный Брукс, служивший мне образцом, обходится без неё, и думаю, аналогичная ему по толщине кожа от этого не пострадает. Клей, похожий на "Момент", оставался весьма прочным, и подкладка отрывалась вместе с волокнами основной кожи, отчего покрышка изнутри стала мохнатой. Остатки клея были аккуратно удалены скальпелем.

Почти у всех ведущих производителей сёдел некоторые модели имеют перфорацию нижнего края боковин, предназначенную для шнуровки: она позволяет регулировать степень упругости и жёсткости седла, а также предохраняет его от деформации.

Изображение

Решил сделать так-же: отверстия разных диаметров (крайние являются декоративными) были проделаны специальными щипцами и пробойниками для кожи. Ими-же обновил отверстия в центре седла.

Внутренняя сторона кожи была обработана шкуркой; труднодоступный носик – абразивным шариком в электродрели. Это убрало ворс и восстановило обычную шероховатую структуру изнанки кожи.

Внешняя поверхность и края были тщательно зашкурены наждачной бумагой, с зернистостью 120, 240, 500 и 2500. Она полностью сняла остатки краски, а также загладила потрескавшиеся и ободранные участки кожи. В процессе шлифовки выяснилось, что сухая кожа очень легко полируется: скатывавшиеся волокна я периодически стирал тряпкой, и даже от этого она начала становиться глянцевой, заодно меняя цвет с соломенного на тёмно-коричневый.

Изображение

Эмблемы изготовителя – овал с буквами УК (по информации из Харькова, "трест Украинская Кожа") – оказались не тиснёными, как обычно делали, а сделанными острым штампом, врубленным в кожу и оставившим глубокие шрамы.

Изучив тонкости покраски кож, заказал специальную проникающую краску Black Leather Dye фирмы Fiebing. Пересохшая кожа со шлифованной поверхностью не потребовала дополнительных препаратов: краска великолепно впитывалась и покрывала поверхности ровным слоем. Кисточка-шарик из комплекта оказалась очень удобной, кстати. Отверстия, куда кисть не попадала, прокрасил ватными палочками. Краска, хотя и имеет спиртовую основу, водостойкая: отмыть от неё резиновые перчатки горячей водой с мылом не удалось.

Пропитавшись краской, кожа стала мягкой и податливой: воспользовался этим и стянул боковины продетой в перфорацию проволокой: после высыхания, форма осталась правильной. В некоторых сильно ободранных местах после окрашивания вновь появились шероховатости от поднявшихся волокон; повторно зашлифовал поверхность шкуркой №2500 и покрасил снаружи ещё раз.

Полировку делал с помощью войлока (он нынче продаётся в виде кусков какой-то странной формы), фетрового круга на резиновой "тарелке", и окончательную – автомобильным агрегатом с насадкой в виде "шапочки" из овечьей шерсти. Лоск получился вполне нормальным. Несмотря на глянцевую крашеную поверхность, кожа не потеряла способность легко впитывать влагу: капля воды исчезала за пару секунд.

Пропитывать кожу касторовым или костяным маслом, как рекомендуется в некоторых источниках, не стал: большинство авторов сходятся во мнении, что это делает кожу чрезмерно мягкой, подверженной растяжению, забивает поры, и в конечном итоге способствует приходу седла в негодность. Проблема в том, что масло является жидкостью, и хотя защищает кожу от воды, само действует аналогично: смягчив натянутую кожу, ускоряет и процесс "прикатки" седла к фигуре хозяина, но не останавливается на этом:

Изображение

Для восстановления эластичности и защиты от влаги, покрышка была тщательно пропитана с обеих сторон несколько раз специальным средством Proofide фирмы Brooks, и после его впитывания и просушки повторно отполирована шерстяным кругом.

Сборку сделал на медных заклёпках со шляпками диаметром 12 мм, для чего пришлось изготовить на наждаке из старого шестигранника специальный инструмент, дабы добраться до заклёпок изнутри носика.

Головки при этом опирались на подставку из толстого алюминия, в котором предварительно сделал углубление соответствующей формы с помощью точно такой-же заклёпки, но не медной а стальной, удачно продававшейся в том-же магазине. Заклёпки на задней части седла никаких ухищрений не потребовали, там всё доступно. Для обеспечения равномерного прилегания к каркасу, седло сначала было собрано на винтах М5, которые затем по-одному заменялись заклёпками. Естественно, поверхности их головок немного пострадали, поэтому были заполированы после сборки маленькой машинкой Dremel. Диаметр заклёпок – 5 мм. – взял немного больше оригинальных: это позволило устранить все люфты, возникшие из-за деформации отверстий в коже и рамке при прошлой жизни седла.

По иллюстрациям из старых каталогов Brooks сделал брызгозащитный вкладыш, закрывающий внутреннюю поверхность:

Изображение

Правда, целлулоида в наши дни не найти, поэтому вырезал его из тонкого упругого пластика, купленного в канцтоварах под видом папки-скоросшивателя для бумаг.

Окончательный вид, после завершения работы:

Изображение

Изображение

Суммарные затраты на использованные материалы, инструменты и оплату работ которые дома не сделать, составили около 500 крон: по сравнению с ценой нового кожаного седла, довольно немного. Времени на всю эту возню, конечно, потрачено изрядно – но поскольку делалось скорее из интереса и желания помастерить, мне его совершенно не жалко!

Посмотрим, как будет служить...

Изображение

Snk: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 07:49

охрененно!!!

ставлю 10 баллов за исполнение и старание!

illy: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 09:58

С ума сойти, вот это объем проделанной работы :shock:
Поздравляю с новым седлом:)

ginist: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 10:07

кудесник Арчи, круто

AndrewEST: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 14:45

Супер-мега зачет! Очень впечатлило! Главное - руки! НУ и ноги тоже

Котовский: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 14:45

Арчи-мод в действии. :)

Андрей: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 16:13

:good:

Романыч: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 17:17

Солидно!

Chah: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 17:20

Мда, мегареспект ! :good: Получилось действительно классно, но могу честно признаться, я на такую работу не подписался бы. :oops:

XTerm: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 18:48

Можно открывать свою маленькую лавочку :)

Поздравляю!

Hobbyrider: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 18:51

У меня есть заготовка тебе для следующего захода, только она лет на 20 старше твоего.

Кирилл: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 19:59

Впечатлен! При таком подходе к делу можно действительно хэнд-мэйд мануфактуру открывать :)

MATPOCOB: Re: Реставрация кожаного седла

Пн сен 27, 2010 20:51

Здорово выглядит и приятно почитать как ты вложил душу в это дело! Представляю, сколько удовольствия от использования принесет вещь, сделанная своими руками.

Андрей: Re: Реставрация кожаного седла

Вт сен 28, 2010 18:37

Загорелся! :D
Заехал вчера к Председателю, сменял у него на пиво кожаное седло (а еще и руль Cinelli для Старт-Шоссе). Поставлю на Трек, попробую как оно.


Изображение
Изображение
Последний раз редактировалось Андрей Вс ноя 13, 2011 19:20, всего редактировалось 1 раз.

Archie: Re: Реставрация кожаного седла

Вт сен 28, 2010 22:32

Андрей писал(а):Загорелся! :D
Заехал вчера к Председателю, сменял у него на пиво кожаное седло (а еще и руль Cinelli для Старт-Шоссе).
Ага, то-то же! :) Данный экземпляр вообще в близком к идеальному состоянии; Жене респект за обращение с техникой! Зато у меня оригинальный винт натяжителя, вот! :P

Поставлю на Трек, попробую как оно.
Думаю, надо как минимум ободрать краску и пропитать его, иначе рискуешь сделать вывод что всё это фигня и враки... :D